Смазочное масло

Смазочные материалы активно используются в автомобильной технике, судостроительной отрасли, домашнем хозяйстве и прочих аспектах жизнедеятельности. Их выпускают в различных видах и формах: минеральные, органические, синтетические. Масла нефтяные смазочные используют для снижения трения в деталях, вследствие чего повышается их износостойкость.

Свойства смазочных масел

Главные требования к смазочным материалам:

  • гарантия полного разделения взаимодействующих поверхностей при любом уровне нагрузок, температур и скоростей
  • минимизация трения и изнашивания деталей
  • работа в качестве охлаждающей жидкости, которая защищает от перегрева в процессе трения или действия внешних источников тепла
  • высокий уровень стабильности при выполнении своих функций весь прогнозируемый период эксплуатации
  • защищать поверхность от действия агрессивных соединений, которые образуются во время функционирования всего механизма
  • наличие способности к очищению и задержанию остатков и мельчайших частиц, образование которых также возможно в процессе работы механизма.

К основным качествам смазочных материалов относят:

  • вязкость
  • индекс вязкости
  • температура потери текучести
  • точка воспламенения

Свойства смазочных маселВязкость – это параметр, который отвечает за текучесть жидкости. Уровень вязкости снижается с ростом температуры, по этой причине данное свойство принято измерять при конкретной температуре (к примеру, при 40 С). Также данный параметр отвечает за толщину слоя смазки между трущимися металлическими поверхностями. Самой востребованной единицей измерения вязкости является сантисток (cSt).
Индекс вязкости определяет уровень зависимости вязкости масла от колебаний температуры. С ростом индекса вязкости снижается уровень зависимости вязкости масла от колебаний температуры. Таким образом, из двух проб смазок, которые имеют одинаковую вязкость при температуре 40С, проба с более высоким индексом вязкости гарантирует:

  • легкий старт силового агрегата при низких температурах (снижается показатель внутреннего трения)
  • лучше устойчивость смазывающей пленки при высокой температуре.

Температура потери текучести является самой низкой температурой, при которой масло еще не потеряло способности течь. Ниже этого порога смазочное масло застывает и перестает течь.
Точкой воспламенения принято называть минимальную температуру, при которой смесь из масла, пара и газа приобретает горючие свойства и способна вспыхнуть. Этот параметр определяют при помощи медленного нагрева смеси из масла, воздуха и газа вплоть до ее возгорания, в соответствующих лабораторных условиях.
Как определяют остальные свойства смазочных материалов:

  • консистенция или твёрдость материала. Ее измеряют особым устройством – пенетрометром с конусом. Чем выше степень погружения в жидкость, тем мягче консистенция
  • прокачиваемость тоже определяют опытным путем. Этот параметр очень важен зимой, когда нужно как можно быстрее смазать всю систему изнутри
  • температура каплепадения также играет немаловажную роль при выборе масла. Таким образом, чем более высокий показатель имеет смазочное моторное масло, тем при более горячих температурах можно будет его использовать
  • противоизносность отвечает за способность снижать уровень трения. С его повышением растет густота масла, а значит, растет долговечность деталей
  • антикоррозионное свойство. Его определяют при помощи технических тестов. Если присутствуют органические примеси можно говорить о защите детали от ржавчины
  • водоотталкивающие характеристики определяют техническими тестами.

Виды смазочных масел

Производство смазочных масел не стоит на месте. Постоянно добавляются все новые и новые виды масел. В специализированных магазинах можно приобрести пластинчатые, жидкие, твердые и даже газообразные масла.
Самыми востребованными можно назвать пластинчатые виды смазок. У них густая пастообразная консистенция. Используют их для смазывания подшипников, рычажных механизмов. Меньшей популярностью пользуются твердые смазки, которые до затвердевания имеют консистенцию порошка или суспензии. Им необходим загуститель.
Делят все смазки и масла по таким критериям:

  • по составу
  • по консистенции
  • по сфере использования.

Виды смазочных маселКонсистенция смазочных масел может быть:

  • пластинчатая – предназначена для автомобильной отрасли
  • полужидкая – моторное масло, в котором доля присадок не превышает 5%. Чаще все добавляют дисульфид молибдена и графит
  • твердая – подходит для надежного качественного уплотнения и защиты техники.

Естественно использовать одну и ту же смазку для автомобильного двигателя и судоходного транспорта не нужно. Для этого существует особое разделение, помогающее осуществить правильный выбор. По предназначению смазки бывают:

  • антифрикционные. Они необходимы для снижения трения между деталями и повышения их износостойкости. К таким смазкам относят солидол и графитин. Однако, эти виды смазки постепенно теряют свою популярность, поскольку их вытесняют усовершенствованные пастообразные и твердеющие смеси
  • узкоспециализированные смазки создают для каждой отрасли отдельно. К примеру, консервационные используют для долговременной защиты и покрытия деталей с уровнем защиты от коррозии 70%. Задача уплотнительных – повысить герметизацию зазоров, резьбовых соединений, упростить сборку и демонтаж арматурных конструкций.

Отдельно стоит рассмотреть антифрикционные смазочные масла. У них есть своя отдельная классификация:

  • термостойкие отлично справляются с поставленной задачей при высоких температурах
  • морозостойкие позволяют без проблем пользоваться смазкой в холодное время года
  • химически стойкие предохраняют детали от взаимодействия с кислородом, чем предупреждают коррозию
  • стандартные – солидол, литол
  • смазки для приборов.

По составу все смазки делят на:

  • нефтяное смазочное масло 
  • синтетическое смазочное масло. 

В механизмах, обладающих невысоким уровнем мощности и высокими скоростями, стоит использовать минеральные, тогда как синтетические больше подходят для использования в механизмах при высоких нагрузках с низкими скоростями.
Для создания мыльных смазок добавляют разные загустители, к примеру, соли мыльных кислот. Полученные таким образом соединения отличаются устойчивостью к температурам, но их необходимо хранить особым образом.
Натриевые смазки с легкостью можно смыть водой. Также отметим, что они имеют крайне низкую температуру плавления.
Литиевые смазки пользуются большой популярностью, а их цена – не превышает цену простого солидола.
Органические марки смазочных масел можно охарактеризовать, как одни из самых термостойких. Они отличаются температурой плавления в 220 градусов Цельсия.
Углеводородными смазками пользуются для гарантирования защиты компонентов системы и их консервации. Однако, не стоит забывать, что их применение возможно исключительно во внутренних частях техники. Поскольку они обладают свойством притягивать и собирать на себе пыль с грязью и твердыми частицами.

Хранение и использование

Хранить и применять смазочные материалы необходимо с соблюдением нескольких правил:

  • наносить их можно с помощью пальцев, кисточки, тряпочки, губки
  • хранить в месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей, на протяжении 5 лет
  • при попадании в глаза, необходимо срочно промыть их проточной водой. А также обратиться к врачу 
  • не забывайте уточнять совместимость различных видов ГСМ. Иначе можете столкнуться с порчей или поломкой деталей.

Применение смазок

Для того, чтобы работа механизма была правильной и отлаженной нужно правильно подобрать смазку. Итак, ГСМ применяют в:

  • подшипниках качения. В данном случае применяют пластичные смазки, вследствие подходящей консистенции и физико-химических свойств
  • в карданных шарнирах раньше применяли масло. Его нужно было довольно часто менять. Позже был осуществлен переход на ГСМ. После этого увеличилась долговечность деталей 
  • активно используют литейные смазки в текстильном производстве, промышленности, автомобильном производстве
  • разные виды масел используют и в быту для смазывания ручек дверей, дверных петель, спиц колес, узлов в приборах, замков, защёлок. 

В тоже время, использование смазок не всегда является целесообразным. В некоторых случаях они могут навредить. Прежде чем применять то или иное масло, нужно внимательно прочитать инструкцию по применению.
В заключение отметим, что на сегодняшний день создание масел и смазок поставлено на поток, на рынке в изобилии представлены ГСМ. Есть смазки — аналоги иностранных. Они в разы дешевле. А бывает и наоборот. Главное, знать, чем они отличаются, чтобы не переплачивать. Как бы то ни было, представить жизнь обычного человека, автомобилиста и производственника без использования смазок сегодня практически нереально.


Комментарии
Добавить комментарий
Имя*:

* — Поля, обязательные для заполнения
Отраслевые индексы
Отраслевые новости