Разлив нефти

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, периодически происходящие на объектах добычи и переработки, а также в процессе их перевозки, наносят сильнейший вред экологическому состоянию окружающей среды, становятся причиной серьезных убытков и характеризуются отрицательными социальными последствиями.

Классификация разливов нефти

Все разливы нефти классифицируют по объему и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности. Разливы, произошедшие во внутренних пресноводных водоемах, бывают таких категорий:

  • локального значения. Эта категория включает разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов. При этом объем разлива нефтепродуктов не превышает 100 тонн. Категории разливов определяют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды
  • муниципального значения. Объем такого разлива составляет от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования. Также к этой категории причисляют разлив менее 100 тонн нефти и нефтепродуктов, который выходит за границы территории объекта
  • территориального значения. Объем разлива этой категории составляет от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации. Или разлив объемом 100 - 500 тонн нефти и нефтепродуктов, которых выходит административные границы муниципального образования
  • регионального значения. Объем разлива в пределах 1000 - 5000 тонн нефти и нефтепродуктов
  • федерального значения. При таком разливе объем вылившейся нефти превышает 5000 тонн. Кроме этого, под эту категорию подходит любой объем вылившейся нефти и нефтепродуктов, которые поступают с территорий сопредельных стран (трансграничного значения).

Разливы нефти и нефтепродуктов

Разлив нефти может происходить по следующим причинам:

  • постоянный рост объемов добычи нефти
  • очень старые основные средства производства, а также перевозки и добычи, к примеру, трубопроводы и танкеры
  • рост числа диверсионных актов, проводимых членами экстремистских организаций.

В последние десятилетия негативные последствия разлива нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимыми и заметными. В тоже время, провести быструю оценку масштабов экологического вреда довольно проблематично, поскольку подобные загрязнения приводят к разрушению многих естественных взаимосвязей и циклов, а также в существенной степени изменяют условия среды обитания организмов, которые попадают под их воздействие, скапливаясь в биомассе.
Многие страны сегодня реализуют политику, которая направлена на предупреждение разливов нефти и максимально быструю их ликвидацию, поэтому методам локализации и устранения последствий этих чрезвычайных ситуаций уделяют много внимания.
Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов подразумевает различные способы устранения загрязнений. Это целый комплекс многофункциональных мероприятий, во время которых используются самые разные методики и технические средства. Однако, при любом характере аварийного разлива, прежде всего, необходимо осуществить локализацию нефтяной пленки для того, чтобы предупредить её дальнейшее распространение и минимизировать размеры загрязненной поверхности.
Любая ликвидация разливов нефти предусматривает использование различного рода заграждений.

Боновые заграждения

Этот вид заграждений представляет собой основное средство локализации нефтяных пятен. Они помогают предотвратить растекание нефтяной пленки по водной поверхности, а также уменьшают ее концентрацию, чем облегчают сбор. Кроме этого боновые заграждения помогают отвести нефть и нефтепродукты от районов, которые более других уязвимы в экологическом плане.
Боновые заграждения бывают:

  • аварийными
  • с постоянной плавучестью
  • всплывающими
  • огнеупорными
  • универсальными.

Ликвидация разливов нефтиНе зависимо от типа, в составе всех боновых заграждений присутствует:

  • поплавок, который гарантирует плавучесть
  • надводная часть, препятствующая переливанию нефтяной пленки через боны. В некоторых заграждениях производители совмещают эту часть с поплавком
  • подводная часть, иначе называемая юбкой. Она не дает проникнуть нефти под боны
  • балласт (груз). Он необходим для обеспечения вертикального положения бонов на водной поверхности
  • тяговый трос, отвечающий за сохранность конфигурации заграждения в условиях сильного ветра и волнения на воде. Кроме этого, он нужен для буксировки заграждения
  • соединительные узлы, при помощи которых боны собирают из отдельных составляющих
  • средства для крепления бонов к буям и якорям, а также для буксировки.

Надувные боновые заграждения

Этот вид заграждений предназначен для локализации нефтяных разливов, возникающих во время аварии танкеров на внутренних водах, к примеру, водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах. Еще их применяют для ограждения судов в процессе приема топлива, а также во время загрузки нефтеналивных танкеров.
Надувные боны соединяются друг с другом при помощи замков. Существует два типа замков:

  • стандартные. Расположены внахлест, при помощи четырех болтов
  • быстроразъемные, иначе называют ASTM или, «Ласточкин хвост».

Достоинством данного вида заграждений можно назвать высокую прочность на разрыв и возможность буксировки его со скоростью до трех узлов. Кроме этого, отмечается максимальный уровень сопротивляемости ветру и волнам.

Боны с постоянной плавучестью (БПП)

Такие заграждения используют для локализации разливов нефтяных пятен в тех же случаях, что и аварийные.
Боны с постоянной плавучестью имеют высокую прочность на разрыв, также с возможностью их буксировки со скоростью до 3-х узлов. Они не боятся ни волн, ни ветра. Отметим, что они не поглощают нефтяные пятна и воду.
Этот вид заграждений отлично подходит для реализации ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах, обладающих быстрым течением, к примеру, в затонах, водохранилищах, портовых акваториях и реках. Также их можно использовать для ограждения судов различного предназначения в процессе залива топлива и при погрузках на танкер.

Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ)

Любая работа с операциями с нефтью и нефтепродуктами подразумевает ограждение их боновыми заграждениями. Их ставят с помощью буксира. Так как суда регулярно подходят к причалу и отходят от него, заграждения приходится снимать и устанавливать снова. Использование обычных видов заграждений сопряжено с круглосуточным дежурством буксира с командой, а также специальной рабочей бригады.
Для облегчения такого процесса были придуманы всплывающие боновые заграждения. Их устанавливают один раз и, при возникновении необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. При этом боны опускаются на дно и не препятствуют прохождению судов. Когда нужно снова установить заграждение – специалисты с берега закачивают в них воздух, и боны всплывают на поверхность, формируя первоначальную конфигурацию. Расположенный на дне комплекс характеризуется длительным периодом эксплуатации и может быть использован круглосуточно и круглогодично. ВБЗ подходят для использования, как в пресной, так и в соленой воде.
Аварийные разливы нефтиВсплывающие боны бывают:

  • аварийные. Их использование целесообразно исключительно в экстренных случаях. Каждая секция такого заграждения имеет впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. Когда работа заканчивается, то из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Их устанавливают, чтобы разделить портовую акваторию на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, чтобы в случае экстренной ситуации не допустить растекания нефтяного пятна по всей акватории. Кроме этого, такие заграждения выставляют в местах прохождения магистрального нефтепровода. Чтобы быстро заполнить боны аварийного БЗ воздухом, используют баллоны с высоким давлением
  • рабочие используются непрерывно, чтобы оградить танкеры и суда, принимающие топливо. В такие боны воздух подается и выпускается дистанционно. Станцией газонаполнения выступает компрессор с давлением, необходимым для каждого конкретного заграждения.

Максимально допустимая глубина для выставления таких заграждений составляет от 25 до 30 метров.

Огнеупорные боновые заграждения (ОБЗ)

Такие заграждения применяют в процессе термического метода удаления с водной поверхности нефтяного пятна. Они предназначены для многоразового использования.
При помощи таких заграждений ликвидаторы разливов нефти могут сжечь от 600-т до 1800-т баррелей нефтепродуктов за час.
Также они необходимы для локализации пожаров, которые возникают на поверхности воды. Благодаря этим заграждениям специалисты могут эффективно ликвидировать процесс горения на ограниченном участке.

Универсальные боновые заграждения (УБЗ)

Такие заграждения состоят из двух автономных оболочек, которые соединены между собой и располагаются вертикально в отношении друг друга. При этом в одной оболочке находится вода, а в другой воздух. Воздушную оболочку располагают над водонаполняемой, вследствие чего можно одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).
Достоинства универсальных боновых заграждений:

  • удобно хранятся на складе
  • легкая транспортировка и установка
  • отсутствует балластная цепь, что существенно уменьшает массу всей конструкции и дает возможность нарастить общую длину одной секции до 250-ти метров
  • не нужны дополнительные емкости для сбора разлившейся нефти. Выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка является и резервуаром для сбора нефтепродуктов.

Ликвидация разливов нефти

Главные методы ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов это:

  • механический. Данный метод наиболее распространен сегодня. Высокий уровень эффективности данного метода наблюдается при использовании его в первые часы от начала разлива, так как именно в этот период фиксируется наиболее толстый слой нефтяного пятна. Отделить нефтепродукты от воды крайне проблематично, если слой нефти достаточно тонкий. Из достоинств стоит выделить высокую эффективность работы, возможность сбора разных типов нефтепродуктов, использование в разные сезоны. Недостатком является остающийся тонкий слой нефти на поверхности воды. Механический метод осуществляется при помощи судов-нефтесборщиков или скиммеров
  • Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктовфизико-химический. В данном случае используются различные диспергенты и сорбенты. Его используют в случае с тонким нефтяным пятном, когда нет возможности воспользоваться механическим способом. Из недостатков стоит отметить высокий уровень токсичности диспергентов и зависимость использования от температуры окружающего воздуха. Сорбенты впитывают в себя нефть и превращаются в комки нефтенасыщенного материала, которые легко поддаются сбору. Их можно использовать и для профилактики разлива нефти, к примеру, вокруг платформ, которые добывают нефть
  • термический метод состоит в выжигании нефтяного пятна. Чтобы работа прошла успешно, толщина нефтяного пятна должна быть свыше 3 мм, при скорости ветра до 35 км в час
  • биологический. Этот метод применяют уже после механического и физико-химического. В данном случае в борьбу с остатками нефти вступают микроорганизмы, которые способны ассимилировать соединения углеводородов. Чаще всего используют бактерии рода рода Pseudomonas, и некоторые виды дрожжей и грибков. Метод эффективен в первые сутки.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обязательно должен включать в себя все необходимые мероприятия, которые наилучшим образом подходят под конкретные условия загрязнения.


Комментарии
Добавить комментарий
Имя*:

* — Поля, обязательные для заполнения
Отраслевые индексы
Отраслевые новости