Реактивное топливо
Реактивные топлива, предназначены, как видно из названия, для реактивных моторов самолетов, вертолетов или ракет. Во всем мире производится примерно 5 % реактивного топлива от общего объема перерабатываемой нефти (около 2 % - на территории Европы и развивающихся стран и 3 % - на территории Северной Америки). Вес топлива достигает от 30 до 60 % взлетной массы самолета. Таким образом, роль топлива нельзя недооценивать.
Свойства реактивного топлива
К основным качествам реактивного типлива можно отнести:
- хороший уровень испаряемости для гарантии полного сгорания
- высокий уровень полноты и теплоты сгорания, которые определяют дальность полета самолета
- хорошая прокачиваемость, а также низкотемпературные параметры, чтобы гарантировать бесперебойную подачу топлива в камеру сгорания
- низкая подверженность к образованию отложений, которая характеризуется высоким уровнем химической и термоокислительной стабильности
- отлично совмещается с другими материалами вследствие низких противокоррозионных свойств в отношении металлов. Кроме этого, не взаимодействует с резиновыми техническими изделиями
- высокие противоизносные показатели, которые обусловливают незначительное изнашивание деталей топливной аппаратуры
- антистатические параметры, которые минимизируют накопление зарядов статического электричества, вследствие чего гарантируется пожаробезопасность при заправке летательных аппаратов.
Главным образом электризация происходит на фильтрах, в особенности на фильтрах тонкой очистки. Процесс электризации топлива во время фильтрации иногда увеличивается в 200 раз. По этой причине с повышением требований к чистоте топлива, т.е. с повышением тонкости фильтрации существенно возрастает вероятность воспламенения топливо-воздушных смесей от разрядов статического электричества. Разработаны разные технические методы защиты от статического электричества:
- нейтрализаторы
- азотирование воздушных подушек над топливом
- антиэлектризующие фильтры.
Но они помогают справиться с проблемой лишь локально. На сегодняшний день только добавление антистатических присадок помогает гарантировать безопасность прокачки топлив и заправки авиатехники и танкеров.
Виды реактивных топлив
Реактивное топливо выпускают разных марок и состава. Реактивные топлива создают для самолетов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Первый документ предусматривает изготовление пяти марок топлива: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ. По второму документу создают две марки топлива: Т-6 иТ-8В.
Наиболее часто сегодня применяются лишь две марки реактивного топлива:
- ТС-1 (высшего и первого сортов)
- РТ (высшей категории качества).
Главным сырьем для создания реактивных топлив является среднедистиллятная фракция нефти, процесс выкипания которой происходит при температуре от 140 до 280°C.
Рассмотрим более подробно все марки реактивных топлив:
- ТС-1. Принимая во внимание количество меркаптанов и общей серы в дистиллятах, такое топливо производят методом прямой перегонки или в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом, с получением смесевого топлива. Доля гидроочищенного продукта в смеси должна быть менее 70%, чтобы избежать существенного уменьшения противоизносных качеств. Метод гидроочистки допустимо использовать в том случае, если в керосиновых дистиллятах нефти объем общей и меркаптановой серы не соответствует стандартным нормативам, а метод демеркаптанизации используют, если стандарту не соответствует лишь объем меркаптановой серы
- Т-1 получают вследствие прямой перегонки малосернистых видов нефти нафтенового основания, пределы выкипания которых составляют от 130 до 280 °С. В такой топливе находится много нафтеновых кислот. Оно отличается высоким уровнем кислотности, из-за чего оно проходит процедуру защелачивания с дальнейшей водной промывкой, чтобы удалить натриевые мыла нафтеновых кислот. Наличие значительного количества гетероатомных соединений, в основном кислородсодержащих, обусловливает, с одной стороны, относительно хорошие противоизносные свойства и достаточно приемлемую химическую стабильность топлива, с другой - низкую термоокислительную стабильность. В результате многолетнего опыта использования топлива Т-1 в авиации стало ясно, что из-за низкой термоокислительной стабильности такое топливо для реактивных двигателей отличается повышенными смолистыми отложениями в моторе НК-8, которым оборудовано большинство самолетов гражданской авиации (ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-76). Эта характеристика практически в 2 раза снижает период эксплуатации мотора. Использование такого топлива ограниченно
- Т-2 (первая категория качества). Этот вид топлива является результатом прямой перегонки широкого фракционного состава. Температура выкипания составляет от 60 до 280 °С. В нем содержится до 40 % бензиновой фракции, в результате чего оно характеризуется высоким давлением насыщенных паров и низкой вязкостью и плотностью. Используется не часто и является резервным по отношению к топливам ТС-1 и РТ
- топливо РТ создают методом гидроочистки прямогонных дистиллятов с пределами выкипания 135-280 °С. Сырьем для гидроочистки берутся дистилляты. Таким образом, вследствие очень высокого количества общей и меркаптановой серы, невозможно добиться получения топлива ТС-1. В процессе гидроочистки из нефтяного дистиллята убирают агрессивные и нестабильные компоненты, в которых содержится сера, азот и кислород. В результате таких действий существенно возрастает уровень термической стабильности, а также уменьшается коррозионная агрессивность топлива. Такое топливо в полной мере соответствует нормативам, которые предъявляются к реактивным топливам высшего класса
Требования к реактивным топливам
К высококачественным реактивным топливам предъявляются следующие нормативные требования:
- гарантия требуемого уровня испаряемости топлива
- низкая температура начала кристаллизации (ниже -600С)
- высокий показатель теплоты сгорания топлива (самая низкая теплота сгорания не должна быть меньше 43120 кДж/кг)
- низкая склонность к формированию отложений (нагар, определяющийся объемом ароматических углеводородов и длительностью окислительного процесса). Количество ароматических углеводородов для дозвуковой авиации не должны превышать 22%, для сверхзвуковой – менее 10%, для марки Т-6 и для Т-8В – менее 22%
- термоокислительная устойчивость. На протяжении 4-5 часов при температуре 1500С, определяют объем осадка, он должен быть меньше 8 мг/100см3
- низкий уровень коррозионной активности (агрессивности), определяют количеством общей серы. Недопустимо присутствие кислот, щелочей и механических примесей
- йодным числом определяется объем непредельных углеводородов, которые образуются во время ректификации. Их количество должно быть менее 1 грамма на 100 грамм продукта.
Требования, которые предъявляют к качеству котельных и тяжелых моторных топлив, определяются следующими характеристиками:
- вязкость
- содержание серы
- теплота сгорания
- температура застывания и вспышки
- объем воды
- механические примеси и зольность.
Показатель вязкости помогает определиться с методами и продолжительностью сливно-наливных операций, условиями транспортировки и перекачки, гидравлическим сопротивлением при транспортировке по трубопроводам, а также выяснить эффективность работы форсунок. От вязкости зависит способность отстаивания от воды. С повышением уровня вязкости, сложнее отделяется вода. По химическому составу во всех темных топливах присутствуют твердые парафины, асфальто-смолистые компоненты.
Количество серы определяется показателями нефти, из которой получают мазут. Легкие дистилляты темных видов топлива могут содержать серу в форме разных соединений.
Показатель теплоты сгорания отвечает за расход топлива, измеряется в кДж/кг, т.е. представляет собой выделение тепла на единицу топлива. ГОСТ определяет низшую теплоту сгорания, как теплоту сгорания, без учета расхода тепла на конденсацию паров воды. Тогда как высшая теплота сгорания представляет собой показатель, учитывающий расходы тепла на конденсацию воды. Теплота сгорания находится в зависимости от химического состава, а также от соотношения углерод-водород.
На сегодняшний день наиболее широко используют топлива двух марок:
- ТС-1 (высшего и первого сортов)
- РТ (высшего класса).
Главным сырьем для создания вышеперечисленных видов топлива является среднедистиллятная фракция нефти, которая выкипает при температуре от 140 до 280°С.
Горная промышленность
Если ищеш <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка вход</a> или зеркало, которая просто работает — поздравляю, ты нашел. Подключайся и пользуйся.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка вход</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен меф</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен сайт как зайти</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Иногда хочется просто открыть сайт <a href=https://y2kra.cc>кракен официальный зеркало</a> и не думать о том, сработает он или нет. Здесь именно так. KRAKEN 2025
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка актуальная</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Официальный сайт <a href=https://y2kra.cc>kraken актуальное зеркало</a> . Удобно и надёжно. Иногда это всё, что нужно. Рабочая ссылка уже тут.
Обновлённые зеркала <a href=https://y2kra.cc>кракен сайт онион</a> уже работают! Всё работает быстро и стабильно. Используйте проверенный источник — инструкции и ссылки на 2025 год.
Если ищеш <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка онион</a> или зеркало, которая просто работает — поздравляю, ты нашел. Подключайся и пользуйся.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен сайт ссылка</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Зашёл на <a href=https://y2kra.cc>кракен мяу</a> официальное зеркало, проверил — всё на месте, работает. Подключайся, пока адрес сайта активен.
Официальный сайт <a href=https://y2kra.cc>kra35</a> . Удобно и надёжно. Иногда это всё, что нужно. Рабочая ссылка уже тут.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки?
попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
<a href=https://y2kra.cc>kra37</a> 2025 доступ есть, работает без проблем. Если нужно прямо сейчас — преходи по ссылке, не тупи.
Иногда сложно найти рабочий адрес <a href=https://y2kra.cc>кра36</a>, но здесь всё просто. Один клик — и ты на месте. Работает стабильно, без всяких проблем.
Честно говоря, долго искал нормальную ссылку. <a href=https://y2kra.cc>маркет кракен</a> тут всё работает — решил поделиться.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>kraken ссылка тор</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Честно говоря, долго искал нормальную ссылку. <a href=https://y2kra.cc>кракен зеркало вход</a> тут всё работает — решил поделиться.
Иногда хочется просто открыть сайт <a href=https://y2kra.cc>кракен мефедрон</a> и не думать о том, сработает он или нет. Здесь именно так. KRAKEN 2025
Простой способ быть на связи — рабочий адрес , <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка телеграм</a> который открывается всегда. Проверено лично.
Для тех, кто ценит время: <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка актуальная</a> работает стабильно, без лишнего шума и ошибок.
Работает ли <a href=https://y2kra.cc>kraken актуальное зеркало</a>? Да. Уже не первый раз пользуюсь — всегда рабочее зеркало, быстро и без глюков.
Иногда хочется просто открыть сайт <a href=https://y2kra.cc>кракен тор зеркало</a> и не думать о том, сработает он или нет. Здесь именно так. KRAKEN 2025
Если ищеш <a href=https://y2kra.cc>kra36</a> или зеркало, которая просто работает — поздравляю, ты нашел. Подключайся и пользуйся.
Никаких блокировок <a href=https://y2kra.cc>кракен тор</a>, никаких сбоев — только надёжная работа . Адрес сохраняй, чтобы не потерять.
Если ищеш <a href=https://y2kra.cc>kra37</a> или зеркало, которая просто работает — поздравляю, ты нашел. Подключайся и пользуйся.
Зашёл на <a href=https://y2kra.cc>кра36</a> официальное зеркало, проверил — всё на месте, работает. Подключайся, пока адрес сайта активен.
Честно говоря, долго искал нормальную ссылку. <a href=https://y2kra.cc>кракен ссылка впн</a> тут всё работает — решил поделиться.
Зашёл на <a href=https://y2kra.cc>kraken актуальное зеркало</a> официальное зеркало, проверил — всё на месте, работает. Подключайся, пока адрес сайта активен.
Никаких блокировок <a href=https://y2kra.cc>кракен тор зеркало</a>, никаких сбоев — только надёжная работа . Адрес сохраняй, чтобы не потерять.
Простой способ быть на связи — рабочий адрес , <a href=https://y2kra.cc>кра35</a> который открывается всегда. Проверено лично.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен зеркало рабочее</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Официальный сайт <a href=https://y2kra.cc>кра35</a> . Удобно и надёжно. Иногда это всё, что нужно. Рабочая ссылка уже тут.
Иногда хочется просто открыть сайт <a href=https://y2kra.cc>кракен онион зеркало</a> и не думать о том, сработает он или нет. Здесь именно так. KRAKEN 2025
Зашёл на <a href=https://y2kra.cc>kra36</a> официальное зеркало, проверил — всё на месте, работает. Подключайся, пока адрес сайта активен.
Обновлённые зеркала <a href=https://y2kra.cc>кракен зеркало тг</a> уже работают! Всё работает быстро и стабильно. Используйте проверенный источник — инструкции и ссылки на 2025 год.
Иногда сложно найти рабочий адрес <a href=https://y2kra.cc>кракен официальный</a>, но здесь всё просто. Один клик — и ты на месте. Работает стабильно, без всяких проблем.
Надоело натыкаться на нерабочие или фишинговые ссылки? <a href=https://y2kra.cc>кракен сайт зеркало</a> попробуй этот вариант — он проверен и не подводит. Всё работает, как надо.
Зашёл на <a href=https://y2kra.cc>tor kraken</a> официальное зеркало, проверил — всё на месте, работает. Подключайся, пока адрес сайта активен.