Дизельное топливо сегодня

Ди́зельное то́пливо представляет собой жидкое вещество, которое используют в качестве топливного материала для дизельного двигателя внутреннего сгорания. Чаще всего под этим термином понимается топливо, которое получают из керосиново-газойлевых фракций методом прямой перегонки нефти.
Более популярное название «солярка» произошло от немецкого слова Solaröl — «солнечное масло». В далеком 1857 году так называли более тяжёлую фракцию, которая формируется в процессе перегонки нефти. Фракцию так назвали из-за присущего ей желтоватого оттенка. В Советском Союзе производили материал «Соляровое масло ГОСТ1666-42 и ГОСТ 1666-51».

Качество дизельного топлива

Дизельное топливо сегодня обладает следующими главными параметрами:

  • цетановое число. Этот показатель можно назвать наиболее важным. Он определяет уровень воспламеняемости горючего. Цетановое число зависит от промежутка времени, необходимого для того, чтобы попавшее в цилиндры дизельное топливо воспламенилось. Более высокое число отвечает за меньшее время для прогрева силового агрегата
  • вязкость дизельного топлива оказывает влияние на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики
  • плотность. От этого показателя зависит эффективность и экономичность. Более высокая плотность говорит о более высокой выработке энергии в процессе сгорания дизельного топлива
  • количество серы. Большое содержание в составе топлива сернистых соединений приводит к быстрому разрушению компонентов топливной системы, а также увеличению количества вредных выбросов в атмосферу
  • предельная температура фильтруемости. Данный показатель является определяющим в загустении топливо до того уровня, что оно уже не может пройти через фильтры.

Виды дизельного топлива

Дизельное топливо разделяют на классы и сорта в зависимости от двух последних показателей.
Классификация дизельного топлива по ГОСТ 305-82 выглядит следующим образом:

  • летнее. Такой тип топлива применяется, если температура окружающей среды не ниже 0°С. В обозначении должно быть указано количество серы и температура вспышки, к примеру, Л-0,2-40
  • зимнее. Этот тип дизтоплива можно использовать при температуре не ниже -20°С. В обозначении должно быть указано количество серы и температура застывания, к примеру, З-0,05 (-25°С)
  • арктическое топливо используют, если температура окружающего воздуха опускается до -50°С. В обозначении указано количество серы и температура застывания, к примеру, А-0,05 (-50°С).

Однако, на сегодняшний день такая классификация считается устаревшей. На территории Европейского союза в 1993 году был введен стандарт дизельного топлива EN 590 (изначально Евро-1), который в дальнейшем был модифицирован в 4 класса. Сегодня работает самый последний стандарт EN 590-2009, его еще называют ЕВРО-5. Согласно последнему стандарту дизтопливо классифицируют на:

  • Class A - F для температур от +5 до -20 °С
  • Class 0 - 4 для температур от -20 до -44 °С.

Виды дизельного топливаКроме температуры в последнем стандарте прописано допустимое количество серы:

  • тип I – не должен содержать серы более 350 мг/кг
  • тип II – не должен содержать серы более 50 мг/кг
  • тип III – не должен содержать серы более 10 мг/кг.

В 2011 году в Техническом регламенте Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России были прописаны обновленные обозначения марок дизельного топлива, включающие такие группы знаков, которые собраны в определенную последовательность:

  • В начале маркировки стоят буквы ДТ, которые говорят о том, что перед вами дизельное топливо для автомобильных дизельных моторов.

Далее через дефис указываются буквы, которые обозначают климатические условия применения:

  • Л - летнее (используется при плюсовой температуре)
  • Е - межсезонное (до -15 °С)
  • З - зимнее (до -20°С)
  • А - арктическое (до -38°С).

Последняя группа букв обозначает экологические классы дизельного топлива:

  • К2 – в таком топливе содержится менее 500 мг/кг
  • К3 – в таком топливе содержится менее 350 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид I)
  • К4 – в таком топливе серы менее 50 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид II)
  • К5 – в таком топливе серы не более 10 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид III).

Следовательно, группа символов ДТ-З-К5 по ТР ТС 013/2011 значит, что перед вами дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, то есть соответствующее Евро-5.
Вследствие параллельного использования производителями и потребителями обоих стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011 - на российском рынке дизельного топлива наблюдается смешение понятий и обозначений. По этой причине одно и то же топливо может содержать обозначение - Сорт F вид III (Евро-5), а также ДТ-З-К5. Большая часть российских производителей указывает обе маркировки в паспорте качества топлива.

Использование дизельного топлива

Где же используют дизельное топливо? Если не принимать во внимание легковые автомобили, то во многих сферах производства, к примеру, в химической и легкой промышленности, сельском хозяйстве, а также на всевозможных типах транспортных средств.
Главные потребители универсального дизельного топлива:

  • железнодорожный транспорт
  • грузовые и водные виды транспорта
  • военные и сельскохозяйственные машины
  • легковые авто, оборудованные дизельными моторами. Кстати, набирающие все большую популярность
  • дизельные генераторы и небольшие котельные
  • службы МЧС для аварийного отопления и освещения
  • в производстве металлических конструкций и в процессе обработки кожи.

Потребление дизельного топлива современными отопительными системами, характеризуются такими преимуществами:

  • высокий уровень экономичности топливных затрат – использование дизтоплива в отопительных котлах более выгодно в плане цены, чем уголь или дрова
  • КПД дизеля составляет 98 процентов
  • показатель пожарной опасности дизельных отопительных систем является минимальным
  • уровень эффективности автономного отопления на дизельном топливе намного выше, чем у твердотопливных и дровяных установок.

Новейшие разработки в этой области позволяют быстро прогревать помещения любой площади и поддерживать требуемую температуру на протяжении длительного времени.
Дизельное топливо применяют в процессе обработки кож с целью обезжиривания, а также чтобы предотвратить отвердевание сырого материала.
В качестве жидкого топлива дизель применяют для работы механизмов, осуществляющих термическую обработку металла, а также для резки металлоконструкций. Ряд металлургических процессов нуждается в определенном охлаждении. Здесь также подходит дизельное топливо.
Компактные машины для резки и обработки металлов, работающие на дизеле, отличаются автономностью и не нуждаются в больших площадях для эксплуатации.
Кроме этого, дизель эффективно используется для работы турбинных двигателей высоких скоростей и редукторов.

иллюстрация
avtomotoprof.ru

Комментарии
Добавить комментарий
Имя*:

* — Поля, обязательные для заполнения
Отраслевые индексы
Отраслевые новости