Дизельное топливо сегодня
Ди́зельное то́пливо представляет собой жидкое вещество, которое используют в качестве топливного материала для дизельного двигателя внутреннего сгорания. Чаще всего под этим термином понимается топливо, которое получают из керосиново-газойлевых фракций методом прямой перегонки нефти.
Более популярное название «солярка» произошло от немецкого слова Solaröl — «солнечное масло». В далеком 1857 году так называли более тяжёлую фракцию, которая формируется в процессе перегонки нефти. Фракцию так назвали из-за присущего ей желтоватого оттенка. В Советском Союзе производили материал «Соляровое масло ГОСТ1666-42 и ГОСТ 1666-51».
Качество дизельного топлива
Дизельное топливо сегодня обладает следующими главными параметрами:
- цетановое число. Этот показатель можно назвать наиболее важным. Он определяет уровень воспламеняемости горючего. Цетановое число зависит от промежутка времени, необходимого для того, чтобы попавшее в цилиндры дизельное топливо воспламенилось. Более высокое число отвечает за меньшее время для прогрева силового агрегата
- вязкость дизельного топлива оказывает влияние на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики
- плотность. От этого показателя зависит эффективность и экономичность. Более высокая плотность говорит о более высокой выработке энергии в процессе сгорания дизельного топлива
- количество серы. Большое содержание в составе топлива сернистых соединений приводит к быстрому разрушению компонентов топливной системы, а также увеличению количества вредных выбросов в атмосферу
- предельная температура фильтруемости. Данный показатель является определяющим в загустении топливо до того уровня, что оно уже не может пройти через фильтры.
Виды дизельного топлива
Дизельное топливо разделяют на классы и сорта в зависимости от двух последних показателей.
Классификация дизельного топлива по ГОСТ 305-82 выглядит следующим образом:
- летнее. Такой тип топлива применяется, если температура окружающей среды не ниже 0°С. В обозначении должно быть указано количество серы и температура вспышки, к примеру, Л-0,2-40
- зимнее. Этот тип дизтоплива можно использовать при температуре не ниже -20°С. В обозначении должно быть указано количество серы и температура застывания, к примеру, З-0,05 (-25°С)
- арктическое топливо используют, если температура окружающего воздуха опускается до -50°С. В обозначении указано количество серы и температура застывания, к примеру, А-0,05 (-50°С).
Однако, на сегодняшний день такая классификация считается устаревшей. На территории Европейского союза в 1993 году был введен стандарт дизельного топлива EN 590 (изначально Евро-1), который в дальнейшем был модифицирован в 4 класса. Сегодня работает самый последний стандарт EN 590-2009, его еще называют ЕВРО-5. Согласно последнему стандарту дизтопливо классифицируют на:
- Class A - F для температур от +5 до -20 °С
- Class 0 - 4 для температур от -20 до -44 °С.
Кроме температуры в последнем стандарте прописано допустимое количество серы:
- тип I – не должен содержать серы более 350 мг/кг
- тип II – не должен содержать серы более 50 мг/кг
- тип III – не должен содержать серы более 10 мг/кг.
В 2011 году в Техническом регламенте Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России были прописаны обновленные обозначения марок дизельного топлива, включающие такие группы знаков, которые собраны в определенную последовательность:
- В начале маркировки стоят буквы ДТ, которые говорят о том, что перед вами дизельное топливо для автомобильных дизельных моторов.
Далее через дефис указываются буквы, которые обозначают климатические условия применения:
- Л - летнее (используется при плюсовой температуре)
- Е - межсезонное (до -15 °С)
- З - зимнее (до -20°С)
- А - арктическое (до -38°С).
Последняя группа букв обозначает экологические классы дизельного топлива:
- К2 – в таком топливе содержится менее 500 мг/кг
- К3 – в таком топливе содержится менее 350 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид I)
- К4 – в таком топливе серы менее 50 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид II)
- К5 – в таком топливе серы не более 10 мг/кг, (как и в документе ГОСТ Р 52368-2005 - вид III).
Следовательно, группа символов ДТ-З-К5 по ТР ТС 013/2011 значит, что перед вами дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, то есть соответствующее Евро-5.
Вследствие параллельного использования производителями и потребителями обоих стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011 - на российском рынке дизельного топлива наблюдается смешение понятий и обозначений. По этой причине одно и то же топливо может содержать обозначение - Сорт F вид III (Евро-5), а также ДТ-З-К5. Большая часть российских производителей указывает обе маркировки в паспорте качества топлива.
Использование дизельного топлива
Где же используют дизельное топливо? Если не принимать во внимание легковые автомобили, то во многих сферах производства, к примеру, в химической и легкой промышленности, сельском хозяйстве, а также на всевозможных типах транспортных средств.
Главные потребители универсального дизельного топлива:
- железнодорожный транспорт
- грузовые и водные виды транспорта
- военные и сельскохозяйственные машины
- легковые авто, оборудованные дизельными моторами. Кстати, набирающие все большую популярность
- дизельные генераторы и небольшие котельные
- службы МЧС для аварийного отопления и освещения
- в производстве металлических конструкций и в процессе обработки кожи.
Потребление дизельного топлива современными отопительными системами, характеризуются такими преимуществами:
- высокий уровень экономичности топливных затрат – использование дизтоплива в отопительных котлах более выгодно в плане цены, чем уголь или дрова
- КПД дизеля составляет 98 процентов
- показатель пожарной опасности дизельных отопительных систем является минимальным
- уровень эффективности автономного отопления на дизельном топливе намного выше, чем у твердотопливных и дровяных установок.
Новейшие разработки в этой области позволяют быстро прогревать помещения любой площади и поддерживать требуемую температуру на протяжении длительного времени.
Дизельное топливо применяют в процессе обработки кож с целью обезжиривания, а также чтобы предотвратить отвердевание сырого материала.
В качестве жидкого топлива дизель применяют для работы механизмов, осуществляющих термическую обработку металла, а также для резки металлоконструкций. Ряд металлургических процессов нуждается в определенном охлаждении. Здесь также подходит дизельное топливо.
Компактные машины для резки и обработки металлов, работающие на дизеле, отличаются автономностью и не нуждаются в больших площадях для эксплуатации.
Кроме этого, дизель эффективно используется для работы турбинных двигателей высоких скоростей и редукторов.