Авиационный керосин

Авиационный керосин является разновидностью авиационного топлива, которое используется в турбореактивных двигателях летательных аппаратов.

Другой разновидностью авиационного топлива является авиационный бензин, который нашел применение в поршневых двигателях.

Надо признать, что традиционное авиационное топливо, которое получают из нефти, в относительно недалеком будущем канет в лету, поэтому, инженерам и ученым придется изрядно поломать голову, чтобы найти ему реальную альтернативу.

На данный момент ведутся работы по разработке синтетических топлив, которые должны будут заменить авиационный керосин и бензин.

Авиационное топливо

Требования к авиационному топливу

В авиации существуют достаточно жесткие требования к авиационному топливу. Это и понятно, ведь от качества авиационного бензина или керосина зависит жизнь людей, находящихся на борту самолета.

Основные показатели качества авиационного бензина:

  • детонационная стойкость;
  • фракционный состав;
  • химическая стабильность

Основные показатели качества авиационного керосина:

  • массовая и объёмная теплота сгорания;
  • термостабильность топлива;
  • давление насыщенных паров;
  • кинематическая вязкость;
  • совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами;
  • нагарные и противоизносные свойства;
  • электропроводность;
  • серность;
  • кислотность.

 

Каждый вид авиационного топлива должен соответствовать определенным нормативным техническим характеристикам. В России – это межгосударственный стандарт ГОСТ 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей. Технические условия». Согласно этому документу топливо должно проверяться по 30 различным характеристикам (плотность, вязкость, кислотность, температура вспышки и проч.).

Например, в России в самолетах дозвуковой авиации применяется авиационный керосин ТС-1, который получают прямой перегонкой нефти из ее среднедистиллятной фракции с последующей гидроочисткой или демеркаптанизацией.

Керосин ТС1

Керосин марки ТС-1 обладает хорошей испаряемостью, практически полностью сгорая в двигателе; имеет высокую полноту и теплоту сгорания, обеспечивая высокую дальность полетов.

Основные технические характеристики керосина авиационного ТС-1:

  • Плотность авиационного керосина ТС-1: не менее 780 кг/м3 (при 20°С)
  • Температура перегонки авиационного керосина - 150 °С
  • Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле - не ниже 28 °С
  • Температура начала кристаллизации - не выше -50 °С
  • Зольность - не более 0,003 %. 

По своим характеристикам и области применения авиационный керосин ТС-1 примерно соответствует зарубежному керосину Jet-A. 

Международные виды авиационного топлива 

Самым распространенным топливом, которое используется в гражданской авиации, является топливо Jet A-1 (ρ=0,775-0,825 кг/дм3; Т вспышки = +38°C; Т замерзания = -47°C). Кроме Jet A-1 в коммерческой авиации применяется топливо Jet A, Jet B.

Для военной авиации разработаны реактивные топлива с маркировкой JP.

Первый вид такого топлива JP-1 появился в 1944 году. С течением времени появлялись различные модификации, которые маркировались цифрами по возрастающему порядку. С 1978 года основным типом авиационного топлива является топливо JP-8, которое с 1996 года полностью заменило JP-4. В 1998 году вышла более термостабильная модификация JP-8+100.

В начале 21 века американские ученые разработали синтетическое авиационное топливо Syntroleum, которое в 2006 году прошло успешное испытание. Бомбардировщик B-52 15 декабря совершил успешный семичасовой полет на смеси в равных количествах керосина JP-8 и топлива Syntroleum. 

Авиационное топливо

Хранение авиационного керосина

Авиационный керосин поставляется, как правило, в железнодорожных цистернах, и хранится на специальных складах вблизи аэропорта. Процесс хранения полностью автоматизирован. Система контроля в автоматическом режиме отслеживает основные показатели авиационного топлива, чтобы они не вышли за пределы допустимых норм. В случае, если какой-либо из показателей оказался за пределами допуска, на пульт управления дежурного тот же поступает сигнал.

Новая партия авиакеросина обязательно проходит проверку на соответствие ГОСТ. Лишь только после того, как топливо будет проверено в лаборатории, оно может попасть на склад. Качество авиационного топлива – это ключевой момент в безопасности полетов реактивных и турбовинтовых летательных аппаратов.

Со склада топливо поставляется заправщиками на аэродром. Заправка самолета происходит в автоматизированном режиме.

 

иллюстрация
https://istochnik.info/tekhnologii/item/4630-uchenye-sozdali-aviatsionnoe-toplivo-iz-sakharnogo-trostnika.html

Комментарии
Добавить комментарий
Имя*:

* — Поля, обязательные для заполнения
Отраслевые индексы
Отраслевые новости