Газомоторное топливо

По последним оценкам природный газ принято считать самым экономным, экологичным и безопасным видом топлива. Природный газ — это полноценное моторное топливо, следовательно, его цена на порядок ниже, чем цена бензина или дизельного топлива. В тоже время, техника на газомоторном топливе полностью отвечает высочайшим стандартам — Евро-5 и Евро-6. Руководство МЧС, давно признало природный газ наиболее безопасным классом горючих веществ.

Развитие газомоторного топлива

Сегодня на рассмотрении правительства Российской Федерации находится проект концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива». Он является частью государственной программы Российской Федерации «Энергетическая эффективность и развитие энергетики», реализация которой запланирована на 2019-2024 год. Составлен и проект плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива.
«На территории России находится 40% общемировых запасов метана. В государстве имеется 170 тыс. км газовых магистралей. По этой причине мы имеем возможность осуществлять строительство заправок повсеместно, используя существующую сеть»,— рассказа Виктор Зубков, председатель совета директоров ПАО «Газпром».
Программа предусматривает выделение субсидий не только производителям газомоторной техники для компенсации выпадающей прибыли при предоставлении скидки покупателям на технику в газовом исполнении, но также и предприятиям, которые внедряют проекты по возведению новых точек газозаправочной инфраструктуры.
Минэнерго России активно поддерживает развитие и разветвление сети заправок для транспортных средств на природном газе. Предприятия и отдельные перевозчики смело могут закупать автомобили на компримированном природном газе, а также проводить переоборудование техники в сертифицированных центрах с целью уменьшения расходов и увеличения рентабельности своих инвестиций вложений.
Существует два вида газомоторного топлива:

  • компримированный природный газ (КПГ). Чтобы получить такое топливо, природный газ до заправки автомобиля сжимают в компрессоре
  • сжиженный природный газ (СПГ). Во время охлаждения природного газа до температуры конденсации (–161,5°С) он приобретает жидкую форму. Стоит отметить, что объем такого газа в 600 раз меньше, чем компримированного.
Компримированное газомоторное топливо можно применять во всех сегментах транспорта. Оно показывает высокий уровень эффективности на транспорте, в условиях эксплуатируется в городских локациях. Сюда относятся пассажирские, легкие грузовые, легковые перевозки, а также работа коммунальной техники.

А вот основными сегментами потребления СПГ является магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Как мы видим, рынки КПГ и СПГ являются взаимодополняемыми и развиваются параллельно.

Техника на газу

Отечественные автопроизводители создают свыше 150 моделей техники и модификаций техники, которые работают на КПГ. На протяжении последних четырех лет было реализовано свыше 14 тыс. единиц техники на КПГ. Правительство Российской Федерации выделило на приобретение газомоторной техники 14,7 млрд руб.. таким образом за бюджетные деньги было куплено 8811 единиц такой техники. Компания «Газпром» в рамках обновления собственного автопарка приобрела 5586 единиц.
Первое легковое авто на КПГ сошедшее с конвейера – это Lada Vesta CNG. АвтоВАЗ с июля 2017 года выпустил свыше 4 тыс. штук этой модели. В 2019 году начался серийный выпуск универсала Lada Largus CNG.
Использование газомоторного топлива возможно и для более крупной техники. К примеру, КамАЗ, группа ГАЗ и группа компаний «РариТЭК» создали первые образцы грузовой и пассажирской техники, которая работает исключительно на СПГ.
На сегодняшний день количество переоборудованных автомобилей для работы на природном газе существенно выше количества заводской газомоторной техники.
Среди лидеров по количеству машин на КПГ (млн шт.) стоит выделить:

  • КНР – 5,35
  • Иран – 4
  • Индия – 3,45
  • Аргентина – 1,65
  • Пакистан – 12,55

На территории Европы лидируют:

  • Италия – 1 млн
  • Россия – 150 тыс.
  • Германия – 93 тыс.

Чтобы стимулировать население переходить на природный газ предприятие «Газпром газомоторное топливо» занимается активным внедрением собственных маркетинговых программ.
Загруженность газозаправочной инфраструктуры за последние 36 месяцев увеличилась на 3%. Но все равно находится на низком уровне - 27% средний показатель по России. Основной причиной такого низкого показателя можно назвать недостаточное количество техники, которая работает на природном газе.
Рынок газомоторного топлива и его развитие - очень важное направление. Благодаря реализуемому Минпромторгом постановлению правительства Российской Федерации (№667 от 12 июля 2016 года) осуществляется быстрое обновление парка транспортных средств техникой, работающей на природном газу.

Газомоторная инфраструктура

Наибольшее количество заправочных станций с природным газом на территории Российской Федерации принадлежит компании «Газпром». Уровень производственной мощности газозаправочной инфраструктуры превышает 2 млрд куб. м природного газа ежегодно, и показатель только растет.
На протяжении последних 4х лет единый оператор по развитию рынка газомоторного топлива от ПАО «Газпром» компания «Газпром газомоторное топливо» возвел около 80 новых газозаправочных объекта. Кроме этого, активно используются 30 передвижных автогазозаправщиков. Специалисты занимаются разработкой и внедрением процедуры размещения блоков КПГ на АЗС.
Работу в направлении расширения сети АГНКС «Газпром» специалисты ведут на территории 15 приоритетных регионов России. В ближайшем будущем региональные рынки будут соединены газомоторными коридорами с применением газозаправочной инфраструктуры для продажи сжиженного и компримированного природного газа. Проект будет охватывать ключевые федеральные трассы с большой загруженностью. Среди них:

  • М10 «Россия»
  • М11 Москва—Санкт-Петербург
  • М4 «Дон»
  • М1 «Беларусь»
  • российский участок международного транспортного маршрута Европа—Китай. 

В планах создание такой газозаправочной сети, чтобы КПГ можно было заправиться через каждые 250 км, а СПГ — через каждые 400 км.

Переход на газомоторное топливо

На сегодняшний день наибольшее количество природного газа в качестве топлива потребляется на юге страны, а именно в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области. Лидирует по скорости развития рынка газомоторного топлива Республика Татарстан. Здесь продажа природного газа для транспорта увеличилась с 2012 года в семь раз.
Рейтинг регионов по потреблению газомоторного топлива за 9 месяцев 2018 года:

  • Краснодарский край
  • Ставропольский край
  • Ростовская область
  • Свердловская область 
  • Республика Татарстан
  • Республика Башкортостан
  • Волгоградская область
  • Пермский край
  • Кемеровская область
  • Челябинская область

Согласно распоряжению правительства России №767-р от 13 мая 2013 года вполне достижимый объем перевода пассажирского транспорта и дорожно-коммунальной техники на метан в городах миллионниках — до 50%, от 300 тыс. человек — до 30%, если население города около 100 тыс. человек — до 10%.
Владельцами коммерческого транспорта (ритейлерами, грузоперевозчиками, таксопарками) тоже высоко оценена экономическая выгода от использования природного газа.
Весной предприятие «Газпром газомоторное топливо» заключило контракт с ООО «Агропромышленный холдинг "Мираторг"» — известным производителем и поставщиком мяса на отечественном рынке — по внедрению газомоторного топлива. Руководство «Мираторг» намерено закупить 73 тягача на метане.
Международная логистическая фирма HAVI (в нашей стране ее представляет юридическое лицо ООО РУЛОГ) занимается предоставлением услуг в сфере управления цепочками поставок. В России компания с 2014 года пользуется грузовиками на природном газе, доставляя продукты в рестораны «Макдоналдс». При помощи других бизнес-партнеров руководство сети «Макдоналдс» намерено уменьшить объем выбросов парниковых газов на 36% до 2030 года. В конце 2018 года в парке HAVI в России был 21 грузовик на природном газе, а это пятая часть автопарка компании. До 2021 года 67% всех грузовиков компании HAVI в мире будут работать на природном газе.
Приведем пример экономической выгоды. Расходы на рейс грузового транспорта по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва на дизельном топливе достигают 21 тыс. руб., тогда как на метане перевозчик потратит меньше 10 тыс. руб.
Сегодня все специалисты сходятся во мнении, что газомоторное топливо является глобальной альтернативой традиционному топливу.
Наиболее активно автомобили на природном газе используют Иран, Пакистан, Аргентина и Перу. Там доля автомобилей на метане составляет 25%.
Согласно прогнозам специалистов, мировое потребление СПГ увеличится в десятки раз до 2030 года. Немаловажную роль в этом сыграют уже принятые международные проекты по снижению выбросов парниковых газов.

иллюстрация
news.ykt.ru

Комментарии
Добавить комментарий
Имя*:

* — Поля, обязательные для заполнения
Отраслевые индексы
Отраслевые новости